Габдулла Тукай (Габдулла Тукаев) (26.04.1886 – 15.04.1913)
Биография Тукая – одна из самых драматичных в истории мировой литературы. За двадцать семь лет жизни – от весны 1886 года до весны 1913 года – он успел спеть свою песню так, что она уже никогда не смолкала. Творчество Тукая – это высокий образец той идейно-художественной высоты, которую достигла татарская классическая литература.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арского района р. Татарстан) в семье муллы Мухамметгарифа. Не прошло и пяти месяцев со дня рождения Габдуллы, как внезапно, недолго проболев, умер его отец Мухамматгариф (29.08.1886). Спустя примерно два года его мать Бибимамдуда выходит замуж за муллу из соседней деревни Сасна и уезжает из Кушлавыча, оставив сына на попечение бедной старухи по имени Шарифа. Немного спустя мать забирает маленького Габдуллу к себе. Но счастье мальчика длилось недолго. Бибимамдуда вскоре умирает (30.01.1890). Таким образом, Габдулла остается круглым сиротой и для него начинается горькая жизнь «в людях». Габдуллу отправляют в деревню Училе к дедушке Зиннатулле, в доме которого и без того было шестеро детей. Маленький Габдулла некоторое время проводит в деревне Сасне (1889-1890), Училях, Казани (1890-1892), Кырлае (1892-1894). Будущий поэт получает начальное образование в Кырлайском сельском медресе, которое он называет “тем местом, где я впервые открыл глаза на мир”. С зимы 1894 года начинается Уральский период в его биографии, когда Тукай сформировался как разносторонняя личность и талантливый поэт. В культурной и литературной среде этого региона особое место занимает медресе “Мутигия” во главе с умелым, образованным Мутыгуллой хазратом Тухфатуллиным. Осенью 1907 года Тукай возвращается в родное село и в жизни поэта начинается Казанский период.
С учетом первого стихотворения, опубликованного под подписью “Габдулла Тукай” в газете «Фикер» в 1905 году, начинается Уральский период творчества Г. Тукая и продолжается до 1907 года. Казанской период его деятельности, время развития и расцвета таланта поэта в хронологическом отношении ограничивается 1908-1913 годами.
Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Все свои творческие возможности Тукай, в этот период, посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-йолт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913) свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам – борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством.
Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написаны под впечатлениями посещения им деревень Заказанья – своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
Габдулла Тукай – поэт-реалист, в его поэзии отражаются просветительские, критические направления реализма, также считается основоположником последнего. Он с успехом применяет в своей литературной деятельности принципы, методы и образы Западного романтизма, синтезированные качествами Восточного романтизма. Народная поэзия поэта отличается идейно-философской глубиной, богатством тематических мотивов и обилием поэтических узоров. Его поэтический мир определяется разнообразием жанра. Здесь представлены гражданская лирика, политическая, пейзажная, философская и душевно-интимная лирика; мадхия, марсия, газель, фард, кыйтга, робаги, касида, стихи, песня, басня, поэма, сказка-поэма, рассказ и др.